В 1993 году в России действительно был введён институт суда присяжных в порядке эксперимента, и он изначально действовал только в некоторых субъектах Федерации. Вопрос, который поднял гражданин Збруев, касается одного из основных принципов правовой системы — принципа равенства граждан перед законом и судом, закреплённого в Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу Збруева, будет оценивать её с точки зрения соответствия Конституции. Основное внимание будет уделено следующим аспектам:
Принцип равенства: Конституция РФ, в частности статья 19, гарантирует равенство всех перед законом и судом. Это означает, что все граждане должны иметь равный доступ к правовым институтам и процедурам. В случае, если суд присяжных доступен только в некоторых регионах, можно сделать вывод, что жители этих регионов поставлены в более привилегированное положение по сравнению с теми, кто проживает в регионах, где суд присяжных не предусмотрен.
Переходный период и эксперимент: Возможно, Конституционный суд учтёт, что введение суда присяжных в 1993 году было частью эксперимента с целью постепенной адаптации правовой системы к новым условиям. Такой эксперимент может быть оправдан с точки зрения постепенного внедрения новых институтов, но только в течение ограниченного времени и с ясной целью расширения на всю территорию страны.
Обеспечение правосудия: Суд может также рассмотреть, каким образом реализуются права граждан на справедливое судебное разбирательство в регионах, где суд присяжных пока не действует. Если имеются альтернативные механизмы, которые обеспечивают справедливость и объективность судебного процесса, это может быть учтено судом как временное решение.
Прецеденты и решения других судов: Суд может опираться на свою предыдущую практику или аналогичные случаи в других юрисдикциях, чтобы принять решение.
С учётом этих аспектов, возможный ответ Конституционного суда может быть следующим:
Признание нарушения: Суд может признать, что отсутствие суда присяжных в ряде субъектов Федерации действительно нарушает принцип равенства, и обязать федеральные органы власти принять меры для скорейшего внедрения суда присяжных на всей территории страны.
Указание на временность: Суд может указать, что текущая ситуация является временной и обусловленной экспериментальным характером введения суда присяжных, но потребовать от законодателя конкретные сроки и планы по распространению этой системы на всю страну.
Рекомендации по альтернативным мерам: Суд может рекомендовать усиление иных гарантий справедливости в судебных процессах в регионах без суда присяжных, до тех пор, пока этот институт не будет введён повсеместно.
Таким образом, решение Конституционного суда будет зависеть от баланса между необходимостью соблюдения конституционных прав граждан и практическими аспектами внедрения новых судебных институтов.