Распространение грамотности на Руси в средневековый период является предметом многолетних исторических исследований. Хотя точных статистических данных о уровне грамотности в те времена нет, существует несколько фактов, которые свидетельствуют о ее довольно широком распространении.
Берестяные грамоты: Одним из наиболее значимых археологических открытий, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси, стали берестяные грамоты. Эти документы, написанные на коре березы, были найдены в Новгороде, Пскове и других городах. Они содержат как деловые записи и юридические документы, так и личные письма и учебные тексты, что указывает на то, что писать и читать умели не только представители знати, но и обычные горожане.
Церковные школы: С принятием христианства на Руси в 988 году начала развиваться сеть церковных школ. Эти школы, как правило, находились при монастырях и церквях и обучали детей грамоте, религиозным текстам и основам богослужения. Это способствовало распространению грамотности среди духовенства и мирян.
Сохранившиеся летописи и хроники: Древнерусские летописи, такие как "Повесть временных лет", свидетельствуют о развитии письменной культуры. Эти хроники не только фиксировали важные исторические события, но и создавались как часть образования и культурного наследия.
Книгопечатание и переписывание книг: Хотя книгопечатание на Руси началось только в XVI веке, традиция переписывания книг существовала задолго до этого. Монастыри были основными центрами переписывания и хранения книг, что требовало наличия грамотных писцов и читателей.
Юридические документы и деловая переписка: Обычаи договоров и договорная практика также указывают на распространение грамотности. Юридические документы, такие как договоры и завещания, требовали письменного оформления и, следовательно, наличия грамотных людей, способных их составить и прочитать.
Археологические находки и артефакты: Помимо берестяных грамот, археологи находят различные артефакты, такие как печати и граффити на стенах, которые свидетельствуют о наличии письменной культуры и грамотных людей в различных слоях общества.
Таким образом, хотя уровень грамотности на Руси не был всеобщим, как в современном понимании, многочисленные свидетельства указывают на то, что грамотность была распространена среди различных социальных групп, особенно в городах и религиозных центрах.