Давайте разберем два высказывания о правотворчестве и оценим их содержание и обоснованность.
Высказывание А:
"Правотворчество - это деятельность компетентных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм."
Анализ:
Компетентные органы:
- Это государственные органы, наделенные полномочиями создавать, изменять и отменять правовые нормы. К ним относятся законодательные органы (парламенты), исполнительные органы (правительства), а также некоторые органы местного самоуправления.
Общественные организации:
- В демократических государствах общественные организации могут участвовать в правотворческом процессе. Это участие может выражаться в форме общественных обсуждений, предложений по изменению законодательства, лоббистской деятельности и т.д. Однако, сами по себе общественные организации обычно не обладают правом принимать правовые нормы.
Весь народ:
- В некоторых случаях народ может непосредственно участвовать в правотворчестве через механизмы прямой демократии, такие как референдумы и народные инициативы. В таких случаях народ непосредственно голосует за принятие, изменение или отмену конкретных правовых норм.
Оценка:
Высказывание А верно в том смысле, что правотворчество действительно включает деятельность различных субъектов, включая государственные органы, общественные организации и народ. Однако, значимость и конкретные механизмы участия каждого из этих субъектов могут варьироваться в зависимости от политической системы и правовой культуры конкретного государства.
Высказывание Б:
"Правотворчество - завершающая стадия правообразования, который идёт в недрах общества. Государство лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились."
Анализ:
Завершающая стадия правообразования:
- Правообразование включает в себя процесс формирования правосознания, правовой культуры и правопорядка в обществе. Оно начинается с осознания обществом потребности в регулировании определенных общественных отношений и завершается правотворчеством - формальным закреплением этих норм в правовых актах.
Идёт в недрах общества:
- Это утверждение подчеркивает, что правотворчество не возникает в вакууме. Оно отражает реальные социальные потребности и процессы, происходящие в обществе. Правовые нормы являются ответом на существующие общественные отношения и потребности.
Государство оформляет правовые потребности:
- Государство действительно играет роль в формальном оформлении правовых норм, но это не означает, что оно пассивно следует за обществом. Государственные органы могут инициировать изменения в законодательстве, предлагать новые нормы и активно участвовать в их обсуждении и принятии.
Оценка:
Высказывание Б подчеркивает важность общественных процессов в формировании правовых норм и роль государства как формализатора этих процессов. Это соответствует теории социального происхождения права, согласно которой правовые нормы отражают объективные потребности общества. Однако, такое утверждение может быть несколько упрощенным, так как государство также играет активную роль в инициировании и проведении правовых реформ.
Заключение:
Оба высказывания подчеркивают разные аспекты правотворческого процесса. Высказывание А акцентирует внимание на многообразии субъектов правотворчества, в то время как высказвание Б указывает на социальные корни правотворческого процесса и роль государства в его формализации. Оба аспекта важны для полного понимания природы правотворчества.